Четыре главных элемента письменности в древнем Китае иногда называют «четырьмя сокровищами кабинета». Речь идет не о стилистических аспектах того, как нужно наносить тушь на бумагу, т. е. не об искусстве каллиграфии, а о том, что скорее можно назвать орудиями труда каллиграфа: палочке для туши, чернильном камне, кисти и бумаге. Эти четыре инструмента для письменности использовались всеми, кто стремился к образованию в древнем Китае. Ниже представлена краткая история каждого из этих четырех предметов, которые позволили зародиться искусству каллиграфии в древнем Китае.
Чернильные палочки, или брикеты, были самой ранней широко распространенной формой чернил в Китае. Чтобы предупредить возможные догадки в неправильном направлении, нужно сразу сказать, что чернильная палочка не была древней формой шариковой ручки или графитового карандаша. Чернильная палочка – это чернила в твердой форме, которые превращались в мелкий порошок на специальном «чернильном» камне. Чернильные камни имели разную степень зернистости, что позволяло получить порошок необходимого вида. Полученный порошок смешивали с водой и таким образом получали чернила.
Одним из самых ранних примеров использования подобия чернил в древнем Китае являются надписи на так называемых костях оракула (большие плоские части костей животных, которые использовались в качестве основы для нанесения текста или изображений). Этот древний документ был создан в эпоху династии Шан (Shang, 16 век до н. э. – 11 век до н. э.) Эти надписи на костях оракула были сделаны чернилами, изготовленными из природного угольного графита.
Позднее, в эпоху правления династии Хань (206 г. до н. э. – 220 г.), в Китае была изобретена бумага, и необходимость в получении чернил из такого природного угольного графита отпала. Вместо этого был изобретен другой вид чернил, который больше подходил для нанесения изображения на бумагу. Эти чернила сделали из древесного угля. Этот вид сырья для производства чернил стал предшественником других видов чернил, появившихся позднее, в том числе и чернильной палочки. Между моментом, когда был открыт способ получения самых первых чернил из природного угольного графита, и временем, когда появились качественные, легко получаемые чернила, созданные человеком (хотя и из природных ингредиентов), прошло более одной тысячи лет.
В более поздние времена, в эпоху правления династии Сун (960 г. - 1279 г.), были произведены чернила из сажи, образовавшейся после сгорания сосновых дров и сосновой смолы, а также из дров, полученных из других видов деревьев. Сажу смешивали с другими ингредиентами, такими как порошок из костей животных, различные специи и минералы. После этого полученное вещество прессовали в деревянной форме и давали высохнуть. Такие чернильные палочки, или бруски, были готовы для использования. Уже непосредственно перед их использованием в кабинете мастера каллиграфии или на берегу озера на коленях художника, эти палочки опять превращались в порошок. Порошок делали такого вида и плотности, который был необходим для данной работы или данного мастера. В целом чем более мелким был порошок, тем более блестящим было изображение на бумаге. Этот блеск особенно ценился мастерами каллиграфии. Многие самые знаменитые каллиграфические работы были созданы китайскими мастерами во времена правления династии Сун (960 г. - 1279 г.). Именно в то время широкое распространение получили чернильные палочки.
Своего пика индустрия производства чернильных палочек достигла в эпоху правления династии Мин (1368 г. – 1644 г.). В то время использовался передовой метод производства чернил. Для этого в них добавляли масло тун. Чернильные бруски Цзицзинь упаковывались в особые коробки, по виду напоминавшие упаковки для сигар. Эти коробки имели красивый дизайн, благодаря которому в том числе эти чернильные палочки пользовались большим успехом у писателей, мастеров каллиграфии и художников.
В еще более позднее время, в эпоху правления династии Цин (1644 г. - 1912 г.), производство чернильных палочек стало даже предметом заботы со стороны императорского двора. Императоры в эпоху правления династии Цин (1644 г. - 1911 г.), начиная с императора Канси (Kangxi 1661 г. – 1772 г.) и заканчивая императором Цянлуном (Qianlong 1735 г. – 1796 г.) очень интересовались искусством. Не меньше внимания они уделяли и искусству каллиграфии, которое было непосредственно связано литературой, с написанием трактатов, поэм и максим. Мастера каллиграфии, вероятно, были самыми плодовитыми художниками того периода. Кроме того, можно сказать, что задолго до этого каллиграфия стала одной из форм изобразительного искусства.
Производства чернильных палочек постепенно стало приходить в упадок в последние годы эпохи правления династии Цин (1644 г. - 1911 г.). Особенно заметно это стало во времена правления императора Даогуана (1820 г. -1850 г.). Отчасти это было связано с тем, что к тому моменту стало заметным влияние западной культуры, и в западных странах уже появились чернила в баночках. Другая причина заключается в том, что по мере развития самых различных сфер и все того же западного влияния каллиграфия как вид искусства или как прикладной вид стала терять свою значимость.
Чернильный камень считался древними китайцами самым важным из четырех компонентов, так как качественный чернильный камень был основным условием получения желаемого вида чернил. Качественный чернильный камень был очень ценным приобретением. Чернильный камень имел шероховатую поверхность (с разной степенью шероховатости), для того чтобы при соприкосновении чернильной палочки с ней образовывался порошок для изготовления чернил. Единовременно производили только малое количество чернил, так как они испарялись довольно быстро. Для изготовления чернильного камня использовали самые разные материалы: керамику, кирпич, фарфор и природный камень. Естественно, последний вид материала был наиболее распространенным.
Для изготовления чернильного камня использовалось бесконечное множество различных видов природного камня. Камни находили и в горах, и вдоль берегов рек в самых разных районах Китая. Поскольку спрос на чернильные камни существовал во всех районах страны (хотя, возможно, в некоторых местах этот спрос был выше, чем в других), чернильные камни производились повсюду в Китае. Едва ли не каждая провинция может заявить, что имеет особый вид чернильного камня. Самыми знаменитыми видами чернильного камня являются чернильный камень Дуань из города Чжаоцина в провинции Гуандун (Guangdong), чернильный камень Си из провинции Аньхой (Anhui), чернильный камень Лу, который производили в провинции Шаньдун (Shandong), чернильный камень Лунвэй из провинции Цзянси (Jiangxi) и чернильный камень Чэнни из провинции Шаньси (Shanxi).
Для того чтобы превратить обычный камень в хороший чернильный камень, требовались следующие необходимые условия: он должен был быть подходящего размера (не слишком маленьким, но и не слишком большим), он должен был быть интересным по внешнему виду (например, быть слегка прозрачным), у него должен был быть интересный цвет и необычная или красивая форма. И, наконец, камень, который хотели превратить в чернильный камень, должен был быть не из пористого материала, т. е. он не должен был обладать способностью впитывать жидкость. Последнее условие было важны по следующим двум причинам: камень не должен был впитывать чернила – это естественно, и второе, этот камень должен был быть таким, чтобы его можно было бы регулярно чистить (обычно для этого использовали смесь из слегка теплой воды (для этого никогда не использовали ни горячую, ни холодную воду – резкие температуры могли привести к трещинами на камне) и чая или листьев лотоса. После того как находили подходящий природный камень, ему придавали необходимую форму и добавляли какой-нибудь декоративный элемент, например, рисунок в виде миниатюрных природных пейзажей. Был популярен такой дизайн: отверстие, которое предназначалось для наливания чернил делалось в виде пруда, а вокруг этого отверстия рисовали садовые пейзажи.
Самые лучшие образцы чернильных камней в наши дни являются предметов гордости коллекционеров в самых разных местах мира. Их покупают и продают любители старины по всему свету. Особенным спросом пользуются наиболее изысканные экземпляры с художественной точки зрения или такие чернильные камни, которые имеют историю, т. е. они могли принадлежать знаменитому автору литературных произведений, какому-то выдающемуся каллиграфу или художнику. Надо сказать, что большинство таких предметов "с историей", как правило, давно заняли свое место в музеях, которые посвящены этим знаменитым людям. Даже в те дни, когда чернильные камни использовались непосредственно по их назначению, они были не просто чернильницами или камнями для получения порошка, а также ценились, как и в наши дни, в качестве тонкого изделия ручной работы, как талисман и красивая вещь. Именно эта личная привязанность к этим предметам и делает чернильные камни такими особенными и ставит их выше среди всех четырех компонентов, которые были необходимы для письменности в древнем Китае.
История возникновения кисти для письма уходит своими корнями в глубокую древность. Возможно, она появилась еще 3 тыс. лет назад, т. е. в 1000 г. до н. э. или даже раньше. К сожалению, материал, из которого делали кисти, – волос животных – разлагается довольно быстро. Поэтому в наши дни нельзя увидеть эти самые первые в истории человечества кисти для письма. Тем не менее, есть исторические источники, которые прямо указывают на их существование в самые древние времена, а именно в период, предшествовавший времени правления западной династии Чжоу (1045 г. до н. э. - 771 г. до н. э.). Об этом, в частности, говорят изображения кистей для письма на керамических изделий, которые были изготовлены во времена правления западной династии Чжоу (1045 г. до н. э. - 771 г. до н. э.). Кисти для письма также можно увидеть на письменах на костях оракула, которые относятся к эпохе династии Шан (Shang, 16 век до н. э. – 11 век до н. э.).
Последующие исторические хроники, в которых упоминается кисть для письма, сообщают нам о том, что ее использовали широко для нанесения надписей на изделия из шелка, а также на кусочки бамбука и деревьев других пород, во времена правления восточной династии Чжоу (770 г. до н. э. - 256 г. до н. э.). Самый ранний на сегодняшний день экземпляр кисти для письма был найден в могиле рядом с городом Суйчжоу (Suizhou) в провинции Хубэй (Hubei) – в самом сердце центральной части Китая. Это ценное с археологической точки зрения место называется Могилами Цзэнхоуи. Ученые неоднозначны в оценке времени существования этой кисти. Но многие говорят, что ею пользовались в Период Весны и Осени (770 г. до н. э. – 476 г. до н. э.) во времена правления восточной династии Чжоу (770 г. до н. э. - 256 г. до н. э.). Период Весны и Осени (770 г. до н. э. – 476 г. до н. э.) был первой половиной эпохи правления восточной династии Чжоу (770 г. до н. э. - 256 г. до н. э.), а второй половиной эпохи правления этой династии было время, известное как Период враждующих государств (475 г. до н. э. – 221 г. до н. э.).
Другие раскопки, во время которых были найдены древние кисти для письма, включают такие находки как кисти для письма, созданные в Период враждующих государств (475 г. до н. э. – 221 г. до н. э.), которые были найдены в горах Цзоцзя (Zuojia) рядом с городом Чанша (Changsha) в провинции Хунань (Hunan); кисти для письма, созданные в государстве Цинь (Qin), которые были найдены в могилах знати государства Цинь (Qin) в местности Фанматань рядом с городом Тяньшуй (Tianshui) в провинции Ганьсу (Gansu) (заметьте, что государство Цинь (Qin) (которое существовало в Период враждующих государств (475 г. до н. э. – 221 г. до н. э.) имеет прямое отношение к образованию династии Цинь (221 г. до н. э. – 206 г. до н. э); кисти для письма, созданные в эпоху правления династии Цинь (221 г. до н. э. – 206 г. до н. э), которые были найдены у деревни Шуйхуди в округе Юньмэн в провинции Хубэй; кисти для письма, созданные во времена правления восточной династии Хань (25 г. – 220 г.), включая находки в усыпальнице Мавандуй, которая находится рядом с городом Чанша (Changsha) в провинции Хунань (Hunan), а также находки в горах Фэнхуан в округе Цзянлинь в провинции Хубэй и рядом с городом Гуюань в северной части Автономного района Внутренняя Монголия, рядом с границей с провинцией Хэйлунцзян; и, наконец, кисти для письма, созданные во времена правления западной династии Цзинь (Jin, 265 г. -316 г.), которые были найдены рядом с деревней Увэй, недалеко от города Дуньхуан в провинции Ганьсу (Gansu).Все вышеупомянутые кисти для письма являются редкими и драгоценными приборами, которые имели непосредственное отношение к развитию искусства каллиграфии. Таким образом, эти находки являются неотъемлемой частью культурного наследия не только Китая, но и всего мира.
Бумага является одним из 4 великих изобретений, сделанных в древнем Китае. Это изобретение позволило распространяться знаниям по всему Китаю с невиданной до того скоростью. Бумага внесла огромный вклад в обмен знаниями и идеями между разными культурами.
В давние времена, еще до изобретения бумаги, для записи самой простой информации использовали различные средства. Одним из таких методов было завязывание узелка на веревке. Таким образом можно было запомнить, к примеру, сколько корзин зерна торговец может продать в кредит или сколько мешков зерна необходимо купить в следующий раз, когда определенный поставщик еще раз появится в этих местах. Среди других средств запоминания или записи информации можно вспомнить надписи на панцире черепахи или на плоских костях, которые вошли в историю под названием кости оракула, и это, конечно же, различные таблички из металла, в первую очередь, из бронзы, на которые наносили информацию методом, похожим на гравировку. Но ни один из этих методов не делал искусство нанесения надписей более легким. Все эти методы служили просто для записи информации в символической или пиктографической форме. При помощи этих средств, конечно же, нельзя было записать какую-то историю или поэму.
Только с появлением бумаги стало возможным развитие сложного письма. Можно было записать поэму или передать следующим поколениям какую-то историю. Появление бумаги вызвало, в свою очередь, развитие производства чернил и их усовершенствование, поскольку старые виды чернил не подходили для того, чтобы писать ими на бумаге. Изначально, как рассказывают нам книги по истории, прообраз бумаги был создан около 3 тыс. лет до н. э. в Египте. Однако папирус, древний предок бумаги, имеет мало общих черт с той бумагой, которая вне всякой связи с ним была изобретена в Китае спустя 3 тыс. лет. Согласно историческим источником бумагу изобрел примерно в 105 г. Цай Лунь, главный евнух императора Хо Ти, который правил во времена правления восточной династии Хань (25 г. – 220 г.). Та бумага по своим свойствам очень была похожа на бумагу, которую мы используем в наши дни. Папирус изготавливали из травы, похожей на тростник, которую нарезали по длине в тонкие полоски. После этого их замачивали в воде, чтобы добиться определенной мягкости. Затем эти полоски формировали в общую массу и сушили на солнце. Метод главного евнуха императора Хо Ти значительно отличался от египетской технологии. Собирались растения определенных видов. Их взбивали до тех пор, пока из них не выделялись отдельные волокна.
Эти волокна вместе с образовавшейся мякотью и целлюлозой смешивали вместе с большим количеством воды. Волокна перекрещивались и образовывали очень тонкий и прочный материал. После этого в резервуар с этой массой опускали тонкую плиту, и каша из целлюлозы и волокон осторожно вынималась из воды. Потом эту плиту помещали на плоскую поверхность и сушили на солнце. После того как масса полностью высушивалась, образовывалась очень тонкая пленка из волокнистого материала, которая и становилась основой для изготовления листа бумаги. Такой лист бумаги отличался высокой прочностью и идеально подходил для того, чтобы писать на нем чернилами. Впрочем, для того чтобы изобрести новый вид чернил, более пригодный для использования с такой бумагой, потребовалось еще какое-то время. Каждый из четырех компонентов китайского искусства письма в древнем Китае имел свои уникальные особенности и играл очень важную и необходимую роль.
Настройте Свой Тур
|
Максимизируйте Свою Гибкость
|
Обеспечьте Свое Удовлетворение
|
Ваша Китайская История
|
Адрес офиса: Building 6, Chuangyi Business Park, 70 Qilidian Road, Guilin, Guangxi, 541004, China