Распространение конфуцианства в Западной Европе
В середине XVII века в Западной Европе возникла мода на все китайское, и вообще на восточную экзотику. Эта мода сопровождалась и попытками освоить китайскую философию, о которой часто стали говорить иногда в возвышенных и восхищенных тонах.
В 1687 выходит в свет латинский перевод «Лунь Юя» Конфуция. Перевод подготовила группа иезуитских учёных. В это время иезуиты имели многочисленные миссии в Китае.
Один из самых известных иезуитских исследователей Китая, Маттео Риччи, пытался найти концептуальную связь между китайскими духовными учениями и христианством. Возможно, его исследовательская программа страдала европоцентризмом, но исследователь не готов был отказаться от мысли, что Китай мог успешно развиваться вне приобщения к христианским ценностям.
Лейбниц также уделил учению Конфуция немало времени. В частности, он сравнивает философские позиции Конфуция, Платона и христианской философии, приходя к выводу, что первый принцип конфуцианства, «Ли» — это Разум как основание Природы. Лейбниц проводит параллель между принципом разумности сотворенного мира, принятого в христианском мировоззрении, новоевропейским понятием субстанции как познаваемой, сверхчувственной основы природы, и платоновским понятием «высшего блага», под которым тот понимает вечную, несотворенную основу мира. Следовательно, конфуцианский принцип «Ли» подобен платоновскому «высшему благу» или христианскому Богу.
Монтескье и Вольтер восхищались конфуцианской нравственностью.
Влияние на ислам
Конфуцианство с его культом государственного порядка неоднократно привносилась в страны Средней Азии. Было это и до прихода сюда ислама, когда шел обмен купцами и буддистскими, несторианскими паломниками. Взаимодействием были и войны между Бактрией, Согдом, Западно-Тюркским каганатом, Уйгурией и императорским Китаем. Нормы верности традиции и предкам, нормы стабильности, ставшие фундаментом китайской цивилизации, проникали в исламскую среду при завоевании Уйгурии и Северо-Восточного Китая.
Критика конфуцианства
Множество критических идей и отзывов в отношении конфуцианства существовало со времени его появления. Сначала это были представители других философско-религиозных школ Лао-цзы и Мо-цзы. Также конфуцианство критиковалось Лу Сюнем, который рассматривал идеологию конфуцианства как оплот консерватизма, застойности, обособления Китая от культурного общения и сближения с другими народами.
В современный период критика конфуцианства возросла. Восстание тайпинов, движение Четвертого мая, культурная революция, события в которых учение Конфуция подвергалось жесточайшей критике. После смерти Мао Цзэдуна конфуцианство вновь стало одной из ведущих религиозно-философских религий в Китае.
Женщина в конфуцианском учении
Место женщины на социальной лестнице в Китае, как, впрочем, и всех остальных, было окончательно закреплено с распространением учения Конфуция. В системе конфуцианских ценностей женщине отводилась роль жены и матери, эти функции становились смыслом и целью ее существования. В Китае женщина имела лишь одно неотъемлемое право - право на мужа. Основной долг женщины был родить мужу наследника. Если в течение первых трех лет замужества женщина рожала сына, ее положение в доме резко улучшалось, так как статус матери было много выше статуса жены. Если рождались только девочки или родить не удавалось вообще никого, муж мог и должен был взять себе вторую жену, при этом первая практически превращалась в служанку. Хуже всего была неожиданная смерть мужа. Традиция повелевала жене умереть вслед за ним, и истории о верных женах, ушедших могилу за своими супругами, составляют значительную часть китайского эпоса. Более стойкие, сумевшие пережить преждевременную кончину своих благоверных, переходили в полную и безусловную собственность семьи покойного. Их могли повторно выдать замуж, оставить в доме на положении прислужниц, - все зависело от конкретной ситуации в семье. Важно понять, что семья была атомом конфуцианского общества, - ниже не было ничего. Поэтому замужество для женщины означало больше, чем просто жизнь в новом доме и с новыми людьми; она уходила из своей семьи безвозвратно, за нее уплачивался большой выкуп (расходы на свадьбу были сопоставимыми с годовым бюджетом китайской семьи), она теряла право на защиту своего рода.
Много для развития идеи о месте женщине в семье и в обществе сделала Бань Чжао (45 — 120 гг.), которая известна как первая в Китае женщина-историк. Она жила во времена династии Восточная Хань. Бань Чжао вышла замуж в 14 лет, а после смерти мужа она посвятила себя литературе и семье.
Когда Бань Чжао было больше семидесяти лет, она написала «Наставления женщинам», предназначенные для женщин её семьи. Вскоре этот труд распространился по всей стране.
В книге рассказывалось о достоинствах, которыми должна обладать женщина, чтобы сохранить гармонию в семье. На протяжении многих веков в Китае цитировали слова из этой книги, она служила женщинам руководством для правильного поведения.
Оценки конфуцианства как учения
Является ли конфуцианство религией? Этот вопрос был также поставлен первыми европейскими китаеведами XVI в., являвшимися монахами Ордена иезуитов, специально созданного для борьбы с ересями и обращения в христианство всех народов земного шара. Ради успешного обращения, миссионеры пытались интерпретировать господствующую идеологию, то есть неоконфуцианство, как религию, причём в христианских категориях, которые единственно были им знакомы.
Первым великим миссионером-синологом XVI—XVII вв. был Маттео Риччи (1552—1610). Если говорить современным языком, Риччи является создателем религиозно-культурологической теории, ставшей основой миссионерской деятельности в Китае, — теистического истолкования наследия древнекитайской (доконфуцианской) традиции до её полного примирения с католицизмом.
Те же миссионеры, и европейские Просветители, оперирующие их фактическим и теоретическим материалом поставили проблему прямо противоположным образом: конфуцианство является атеизмом. Уже Пьер Пуавр (1719—1786) утверждал, что конфуцианство показывает оптимальную модель управления атеистическим обществом. Многие последующие исследователи, например, Н. И. Зоммер (чья работа целиком приводится в приложении), также указывали, что с точки зрения европейской науки и философии учения конфуцианцев являются чисто атеистическими или, по крайней мере, пантеистическими.
Таким образом конфуцинство можно описать как социополитическую докторину с элементами религии.
Китайское название конфуцианства
Китайское обозначение конфуцианства не содержит отсылки к личности его основателя: по-китайски конфуцианство называется жу-цзя, то есть «Школа образованных людей». Таким образом, традиция никогда не возводила данной идеологической системы к теоретическому наследию одного-единственного мыслителя. Конфуцианство фактически представляет собой совокупность учений и доктрин, которые изначально стали развитием древних мифологем и идеологем. Древнее конфуцианство стало воплощением и завершением всего духовного опыта предшествующей национальной цивилизации.
Чэнду - Эмэйшань - Цзючжайгоу 7 Дней Тур
Этот маршрут включены старый город Чэнду и природные наследия Юнеско как Статуя Будды в Лэшане, Эмэйшань, Цзючжайгоу. Путешествовать по этому маршруту и можете увидеть самые красивые природные пейзажи и можете узнать старую литературу Китая. Кроме того, можете посмотреть симпатичные панды !
Цена от -
11 дневный тур китайского Кунг-Фу
Китайское Кунг-Фу является ценным сокровищем, которое принадлежит не только Китай, но и для всего мира. Храм Шаолинь для изучения эволюции Кунг-Фу имеет огромное значение и сильно влияет жизни людей как в древнем времени и в настоящем времени.
Цена от -
12 дневный тур для изучения культуры буддизма
Наслаждайтесь различные культуры буддизма в Тибете, наблюдать великолепный ледник на плато, , этот тур оставляет вас в памяти навсегда.
Цена от -
Настройте Свой Тур
|
Максимизируйте Свою Гибкость
|
Обеспечьте Свое Удовлетворение
|
Ваша Китайская История
|
Адрес офиса: Building 6, Chuangyi Business Park, 70 Qilidian Road, Guilin, Guangxi, 541004, China