В зависимости от их функциональной принадлежности китайскую мебель, созданную в императорскую эпоху, можно разделить на три основные категории: мебель для спальной комнаты, мебель для кабинета (библиотеки) и мебель для зала и гостиной. Под залом можно понимать и зал в государственной приемной, и зал в храме, и зал в саду в частной резиденции. Последний, в свою очередь, может быть залом королевской резиденции и залом резиденции для высокопоставленных чиновников правительства, знаменитых художников или богатых бизнесменов. В древности для обозначения слова «зал» во всех представленных выше вариациях использовали одно слово – тин.
Ниже мы представим вам короткое описание развития производства китайской мебели для залов в императорскую эпоху. После этого мы расскажем об основных особенностях производства мебели в эпоху правления династии Мин (1368 г. – 1644 г.) и и династии Цин (1644 г. - 1912 г.). Эти особенности касаются общих черт в дизайне и технологиях вне зависимости от их функциональной принадлежности (спальная комната, кабинет, зал – как описано выше).
Слово зал стало обозначать более широкое понятие. Так называли не только части императорских дворцов, но и помещения в резиденциях, в которых жили более мелкие правительственные чиновники, представители литературных и художественных кругов и городская знать. Китайское слово, которое описывает широкое понятие «зал», это слово «тан (Tang)». И слово тин (ting, т. е. холл), и слово тан (Tang, т. е. палата, зал) обозначали примерно одно и то же понятие: комнату для приема гостей. Помещения, которые называли этими словами, использовались исключительно для этих целей. Это можно сравнить с понятием "гостиная, или столовая", т. е. отдельная комната, в которой обедают и принимают гостей.
Безусловно, была огромная разница между гостиной, к примеру, художника и правительственного чиновника. Как и в других странах, где есть такое понятие как "гостиная" или «столовая», зал в императорскую эпоху в Китае был комнатой с самой изысканной и самой дорогой мебелью. Поскольку сад в китайской императорской резиденции или в резиденции высокопоставленного члена китайского общества занимал одно из центральных положений, зал в резиденции строился в таком месте, откуда можно было наблюдать сад или откуда можно было выйти в него. Говоря в общем, то, что мы в наши дни назвали бы дизайном интерьера, в императорскую эру в Китае имело следующие основные принципы.
В центре комнаты находилось 4 чайных столики, каждый имевший по 2 стула (всего в комнате было 8 стульев). На стенах, располагавшихся с двух сторон, устанавливались панели с декоративной резьбой. На двух других стенах не было ничего, кроме одной декоративной панели. В добавление к этому вдоль стен, согласно определенному порядку, стоили сервировочные столики, полки для одежды, перегородки для комнат и кровати в традиционном китайском стиле.
Большинство предметов мебели для залов в императорскую эпоху в Китае изготавливалось из красного дерева, хотя в определенные периоды в некоторой степени использовались также и другие породы дерева, такие как грушевое дерево и его заменители, красное сандаловое дерево (цзытань, один из видов розового дерева) и черное дерево. Китайское красное сандаловое дерево, поначалу имевшееся в изобилии, в эпоху правления династии Цин (1644 г. - 1911 г.) постепенно становилось все более редким. Поэтому мебель из этой породы дерева, которая была произведена в эпоху правления династии Мин (1368 г. – 1644 г.) и династии Цин (1644 г. - 1911 г.), продается на международных аукционах по очень высокой цене. Ссылки на мебель и разные предметы быта, созданные в эпоху правления династии Мин (1368 г. - 1644 г.), использовали при создании некоторых фильмов или телевизионных сериалов в разных странах.
Для того чтобы вы могли составить себе представление о той стоимости, которую в наши дни имеют предметы мебели для зала, созданные в эпоху правления династии Мин (1368 г. – 1644 г.) и династии Цин (1644 г. - 1912 г.), можно привести такие примеры. В Гонконге во время проведения одного из недавних аукционов складная комнатная перегородка из красного дерева, сделанная в эпоху правления династии Мин (1368 г. - 1644 г.), была продана за 1,2 млн.
гонконгских долларов (155 тыс. долларов США). Складные комнатные перегородки, которые всегда искусно изготовлены и отличаются изяществом, всегда имеют высокую стартовую цену. Перегородки из красного дерева продаются по самой высокой цене. Удивительно, но некоторые похожие предметы продаются в разных точках мира по совершенно разной цене. Примерно в то же время, что и аукцион в Гонконге, в одной из стран проходили другие торги, во время которых также складная комнатная перегородка, сделанная в эпоху правления династии Мин (1368 г. - 1644 г.), была продана за невероятные 2 млн. китайских юаней.
Эта сумма равняется примерно 290 тыс. долларов США. Еще один свежий пример. На этот раз целый набор мебели был продан по сравнительно низкой цене. В городе Шанхае один из аукционных домов выставил набор различных предметов мебели для зала императорской эры. Почти полный комплект мебели, изготовленной в эпоху правления династии Цин (1644 г. - 1911 г.), был продан всего за 300 тыс. китайских юаней, что составляет около 45 тыс. долларов США.
В этот комплект входили 4 чайных столика и 8 стульев к ним, а также одно кресло. Отличительные особенности мебели, созданной в эпоху правления династии Мин (1368 г. – 1644 г.) и династии Цин. Мебель эпохи правления династии Мин (1368 г. - 1644 г.) Мебель, которая была изготовлена в эпоху правления династии Мин (1368 г. - 1644 г.), обычно бывает относительно проста по дизайну, если не сказать "совсем проста и грубовата". Главными ценностями дизайна мебели той поры являются простая элегантность, солидность и прочность.
Что касается мебели, которую делали в эпоху правления династии Цин (1644 г. - 1912 г.), то она более сложна и разнообразна по дизайну. Многие предметы мебели той поры имеют разнообразные, сложные и выглядящие дорого украшения. Такой дизайн выражает идею утонченности и изысканности. Эпоха правления династии Мин (1368 г. - 1644 г.) считается золотой эрой в развитии производства старинной китайской мебели. Это обусловлено тем, что в то время было в изобилии материалов для создания мебели.
К примеру, китайское грушевое дерево, которое в стране культивировали начиная с времен правления западной династии Чжоу (1045 г. до н. э. - 771 г. до н. э.), росло в изобилии у подножий Тяньшаньских гор в регионах центральной Азии. Позднее это дерево стали выращивать и на севере от тех мест, и на юге, и на западе. Сегодня это дерево можно увидеть на всех континентах. Популярным был также такой твердый сорт дерева как сандаловое дерево, которое иногда называют заменителем грушевого дерева. Все возрастающий спрос на мебель, особенно в последние годы эпохи правления династии Мин (1368 г. – 1644 г.), привел к тому, что численность китайского грушевого дерева стала существенно уменьшаться. Это дерево, конечно, также ценили и за фрукты, которое оно приносило.
Признание эпохи правления династии Мин (1368 г. - 1644 г.) в более поздний период золотой эры развития производства мебели в Китае связано также с еще двумя факторами. Во-первых, в то время стал активно развиваться метод сборки мебели при помощи шипов и пазов. Такой метод не требовали ни гвоздей, ни шурупов, ни других каких бы то ни было металлических элементов. Кроме того, стал также развиваться и другой метод сборки, который использовал соединение типа ласточкина хвоста.
То есть, в целом можно сказать, что в эпоху правления династии Мин (1368 г. - 1644 г.) перестали стремиться к особым изыскам в дизайне и перестали добавлять украшения только ради украшения. Дизайн стал как бы частью общей концепции, в которой главное место принадлежало функциональности.
В соответствии с этой концепцией мебель в эпоху правления династии Мин (1368 г. - 1644 г.) отличалась относительной простотой. Она не была лакированной, на ней не было резьбы или каких-то других тонких деталей. Естественные цвета и текстура дерева могли, наконец, говорить сами за себя. Типичными предметами мебели, сделанными в ту пору из китайского грушевого дерева, были предметы с широкой поверхностью, такие как столы, стулья и комоды.
По мере сокращения запасав китайского грушевого дерева, мастера китайского мебельного производства стали все больше обращаться к другим твердым породам дерева, таким как сандаловое дерево и черное дерево. К сожалению, самые крупные из сандаловых деревьев были толщиной не более 25 см в диаметре, и, таким образом, предметы мебели, изготовленные из этого вида дерева, в основном были небольшого размера. Падение доли китайского грушевого дерева в общем производстве мебели продолжилось в эпоху правления династии Цин (1644 г. - 1911 г.).
Переход к другим сортам твердого дерева стал еще более заметным. В то же время качество сандалового дерева сильно различалось в зависимости от сорта (было около десятка сортов или даже больше; самым лучшим сортом было красное сандаловое дерево) и отдельных образцов дерева. Впрочем, последнее также относилось и к китайскому грушевому дереву. В это время наступила пора проявить изобретательность китайским мастерам производства мебели.
Они стали выставлять наружу наиболее качественные части дерева, а наименее качественные (или выглядевшие менее впечатляюще) оставляли для производства деталей, которые не заметны с первого взгляда. Главными различиями в производстве мебели из сандалового дерева в эпоху правления династии Мин (1368 г. – 1644 г.) и в эпоху правления династии Цин (1644 г. - 1911 г.), также как и раньше, были различия, касающиеся главным образом стиля.
Мебель, произведенная в эпоху правления династии Мин (1368 г. - 1644 г.), была более простой по дизайну и, возможно, чуть более функциональной в том, что касается дизайна. Что касается мебели из сандалового дерева, которую делали в эпоху правления династии Цин (1644 г. - 1911 г.), то она по-прежнему имела более изысканный дизайн. Ее отличали многочисленные декоративные элементы, и некоторые критики усматривали в этом возврат к идее «дизайн ради дизайна».
Самая изысканная и самая дорогая мебель из красного сандалового дерева в Китае относится к так называемой «мебели Цзиньсин». Мебель в эпоху правления династии Цин (1644 г. - 1911 г.) Любой анализ характерных особенностей искусства создания мебели в эпоху правления династии Цин (1644 г. - 1911 г.) был бы неполным, если бы в нем не учитывались художественные тенденции этого периода в свете предыдущего периода – эпохи правления династии Мин (1368 г. – 1644 г.).
Несмотря на проблемы эпохи правления династии Цин (1644 г. - 1911 г.), связанные с иностранными правительствами и зарубежной торговлей различных регионов Китая, западное влияние на китайских мебельщиков, которое стало значительным еще в эпоху правления династии Мин (1368 г. – 1644 г.), не только не ослабло, но и стало усиливаться в эпоху правления династии Цин (1644 г. - 1911 г.). Вышеуказанные проблемы в отношениях с иностранцами были связаны, в первую очередь, с унизительными условиями торговли и территориальными уступками, на которые шло правительство эпохи правления династии Цин (1644 г. - 1911 г.).
Кроме того, существовало, безусловно, большое количество и других тенденций и условий, которые оказывали влияние на развитие китайского искусства производства мебели в в эпоху правления династии Цин (1644 г. - 1911 г.). И, можно сказать, эти условия и тенденции не имели отношения к предыдущей эпохе, и, наоборот, были совсем отличны от условий в ту пору.
К примеру, в эпоху правления династии Мин (1368 г. – 1644 г.) у руля государства находились представители главной этнической группы Китая - ханьцы, в то время как в эпоху правления династии Цин (1644 г. - 1911 г.) к власти пришли маньчжуры. Не стоит забывать также, что большинство ценных пород дерева, которые способствовали тому, чтобы мебель в эпоху правления династии Мин (1368 г. – 1644 г.) стала знаменитой во всем мире, к середине эпохи правления династии Цин (1644 г. - 1911 г.) стало менее доступным.
И это также оказало большое влияние на развитие индустрии производства мебели в ту пору. Главные особенности, которые были характерны для мебели, произведенной в эпоху правления династии Цин (1644 г. - 1911 г.), описаны ниже. Инновации Можно сказать наверняка, что китайские мастера производства мебели продолжали совершенствовать свои навыки, несмотря на то, какая династия была у власти и какие политические условия были характерны для их эпохи.
Некоторые из них стали разрабатывать новые стили, часть которых, особенно в эпоху правления династии Цин (1644 г. - 1912 г.), была довольно неожиданной. Например, была создана кровать, которую впору было бы назвать будуаром или целой спальной комнатой. К собственно кровати были добавлены полки для одежды, вешалки для шляп, специальные полочки для бутылок и стаканов, подставки для ламп и даже плевательница. А также много других приспособлений, о предназначении которых в наши дни можно только смутно догадываться.
К тому же все эти дополнительные опции могли регулироваться в зависимости от предпочтений хозяина такой многофункциональной кровати. Среди других диковин в области производства мебели в эпоху правления династии Цин (1644 г. - 1911 г.) можно вспомнить «согревающее кресло», под которым устанавливали прибор с тлеющими углями, и «охлаждающую кровать», которая имела тонкий матрас и соединенный с ним специальный сосуд для подачи холодной воды. Автором обоих этих шедевров был архитектор по имени Ли Ю (1610 г. -1680 г.). Другая тенденция в в эпоху правления династии Цин (1644 г. - 1911 г.) заключалась в том, что в ту пору становилось больше людей, которых сегодня можно было бы назвать средним классом.
Богатство в стране стало распределяться более широко, и в связи с этим стал возрастать спрос на многие потребительские товары, в том числе и на мебель. Мебель была нужна не только в больших, чем прежде, количествах, - требовались и новые ее виды. К примеру, нарастающий класс буржуазии требовал больше украшений и искусности во всем.
Среди мебели той поры можно найти множество примеров, когда о предназначении того или иного новшества можно было только догадываться. Впрочем, даже если этот вопрос так и остается загадкой, в наши дни на стоимости мебели это никак не отражается. В конце концов, старинную мебель ведь покупают не в практических целях. Недостаток сырья Как мы рассказывали раньше, предложение запасов красного дерева к середине эпохи правления династии Цин (1644 г. - 1911 г.) значительно упало.
Стоит заметить, что это не произошло вдруг – довольно серьезное падение предложения было характерно еще в конце правления предыдущей династии. Главным заменителем красного дерева в эпоху правления династии Цин (1644 г. - 1911 г.) стало красное сандаловое дерево, которое, несмотря на меньшую твердость по сравнению с красным деревом, считалось многими даже более ценным, чем красное дерево. Те, кто предпочитал сандаловое дерево, говорили о его красоте. Действительно, этот вид дерева отличает наличие особого ярко-красного оттенка и характерного рисунка в виде полос.
Красное сандаловое дерево являлось редким сортом, так что его цена гарантировала то, что его будут использовать только для экслюзивных моделей мебели, предназначенных для продажи самой изысканной публике. Китайское грушевое дерево также становилось все более редким. В связи с этим другие виды, такие как сандаловое дерево и черное дерево использовались все чаще в качестве твердых пород дерева. Такие реалии повлияли, в том числе, и на структуру производства мебели.
Стали производить больше мебели небольших размеров. Это связано с тем, что другие твердые сорта дерева, и прежде всего сандаловое дерево, не отличались большим диаметром. В то же время, если находился крупный экземпляр, мастера производства мебели в эпоху правления династии Цин (1644 г. - 1911 г.) шли на крайности. Иногда они уподоблялись скульпторам и производили предмет мебели из цельного куска дерева. Другой крайностью в искусстве производства мебели в эпоху правления династии Цин (1644 г. - 1911 г.) можно назвать излишнюю избирательность.
Иногда дерево, которое имело едва заметные изъяны, безжалостно выбраковывалось. Кроме того, существовало негласное табу, касавшееся смешения различных видов дерева. Один вид мебели мог изготавливаться только из одного сорта дерева. Естественно, это способствовало еще большему снижению запасов ценных пород деревьев. Порой абсолютно пригодный для производства материал выбрасывался, в то время как в целом наблюдался дефицит сырья. В такой ситуации был неизбежен рост цен, который, впрочем, никак не сказывался на спросе – он по-прежнему был очень высок. Многие люди в эпоху правления династии Цин (1644 г. - 1911 г.) желали приобрести мебель самого высшего качества. Поэтому те цены, по которым в наши дни продаются предметы мебели той эпохи, обусловлены не только фактором времени и редкости, но и высочайшим качеством из изготовления.
Украшения Мастера производства мебели в эпоху правления династии Цин (1644 г. - 1911 г.) использовали все свое воображение, чтобы создать изделия, чьи цвет, дизайн и различные украшения были бы уникальны. Стоит заметить, что в предыдущие эпоху – времена правления династии Мин (1368 г. – 1644 г.) – дизайн был более простым и сравнительно грубоватым. Декоративные элементы, которыми в известной мере пренебрегали в эпоху правления династии Мин (1368 г. - 1644 г.), в эпоху правления династии Цин (1644 г. - 1912 г.) использовались очень широко.
В целом можно сказать, что для эпохи правления династии Цин (1644 г. - 1911 г.) характерно то, что почти во всех аспектах - технологиях, дизайне, декоративных моментах - были взяты новые направления. Поскольку в то время дерево, которое использовалось в производстве, в основном было меньшего диаметра, предметы мебели также стали меньшими по размеру. Смешение восточных и западных традиций Как уже отмечалось ранее, несмотря на тотальный запрет экспорта китайской мебели из страны в эпоху правления династии Цин (1644 г. - 1911 г.), мастера-мебельщики продолжали использовать в своей работе западные традиции, усвоенные ими благодаря предыдущим поколениям. Джин, выпущенный из бутылки, обратно заходить не хотел. Впервые в Китае предметы мебели, произведенной в западных странах, стали появляться, когда в Поднебесную приезжали иностранные дипломаты и торговцы и привозили с собой часть мебели. Богатые китайцы, а также правительственные чиновники стали предпочитать мебель, сделанную в Китае, которая имела черты и китайского, и западного искусства производства мебели.
В определенном смысле эти поветрия с запада стали неотъемлемой частью того, что мы назвали инновациями в эпоху правления династии Цин (1644 г. - 1911 г.). С другой стороны, несмотря на увлечения новшествами, нельзя сказать, что переход от традиций в эпоху правления династии Мин (1368 г. – 1644 г.) к новым традициям был резким и нелогичным. Особенно это касается мебели, произведенной в ранние годы эпохи правления династии Цин (1644 г. - 1911 г.).
Однажды появившись, западное влияние продолжало существовать в традициях производства мебели в Китае. В то же время основная часть мебели, которая производилась в эпоху правления династии Цин (1644 г. - 1911 г.) по-прежнему была сделана согласно основным канонам китайской эстетики. В наши дни китайская мебель, произведенная в императорскую эпоху, особенно, если это мебель из красного сандалового дерева, продается по очень высоким ценам.
В качестве примера того, по какой цене в наши дни продается мебель из красного сандалового дерева, сделанная в эпоху правления династии Цин (1644 г. - 1911 г.), можно рассказать о столе, который в 1994 г. был продан на аукционе Sothebys по цене в 239 миллионов китайских юаней, что примерно равняется 35 миллионам долларов США. Вопросы по теме Древняя китайская мебель
Настройте Свой Тур
|
Максимизируйте Свою Гибкость
|
Обеспечьте Свое Удовлетворение
|
Ваша Китайская История
|
Адрес офиса: Building 6, Chuangyi Business Park, 70 Qilidian Road, Guilin, Guangxi, 541004, China