Китайские изделия, выполненные в технике клуазоне, это только предметы, покрытые эмалью, т. е. драгоценные камни для их изготовления не применяются. Самые ранние изделия, выполненные в технике клуазоне, были изготовлены в Египте примерно в 1800 г. до н. э. Слово «клуазоне», как можно догадаться, французского происхождения и означает оно «помещенный в ячейку». Такой перевод достаточно отражает суть этой техники, которая заключается в следующем: на поверхность медной вазы наносится какой-нибудь изысканный узор из тонкой латунной проволоки. После этого образовавшиеся «ячейки» узора заполняются эмалью самых разных цветов, и таким образом на вазе получается рисунок. Самыми распространенными мотивами рисунка являются растения, животные, птицы или драконы. Внимание смотрящего на вазу приковано именно к этим невероятно притягательным и ярким «ячейкам».
В древние времена мастера изобрели особый материал из измельченного камня, которым было легко заполнят ячейки на изделиях клуазоне. После того как материал заполнял ячейки, его обжигали, и благодаря этому образовывалась ровная гладкая поверхность. Это давало возможность создавать мозаику из самых различных сочетаний цветов. Позднее, примерно в 8-м веке, византийские ремесленники начали использовать тонкую медную проволоку, и это было новым словом в технике клуазоне – отныне можно было создавать самые тонкие работы с множеством мелких деталей. Изделия, выполненные в технике клуазоне, которые производились в Китае, делались из материала на основе камня, который под воздействием высоких температур превращался в очень прочную эмаль. Такие предметы часто называют просто эмалированными изделиями.
Многие считают, что самые изысканные эмалированные изделия в мире производили именно в Китае. По некоторым данным, впервые изделия из эмали в Китае начали производить в эпоху правления династии Юань (1271 г. - 1368 г.). Что касается самых первых китайских изделий, выполненных в технике клуазоне, то таковыми считаются предметы, созданные в эпоху правления династии Мин (1368 г. – 1644 г.). В то время правил император Сюаньдэ (1425 г. – 1435 г.) Однако эмалированные изделия того период демонстрируют такую великолепную технику, что невозможно себе представить, что такого уровня мастера могли достигнуть без опыта предыдущих поколений. Поэтому есть основания полагать, что первые изделия из эмали начали производит в Китае еще в эпоху правления династии Юань (1271 г. -1368 г.). Более того, об этом свидетельствуют некоторые письменные источники, такие как книга под названием «Ge gu yao lun» (Основные критерии определения подлинности антикварных предметов), которая была написана Цао Чжао в 1388 г.
Китайские изделия, выполненные в технике клуазоне, были одним из товаров, путешествовавших по Великому шелковом пути из Китая в Индию, на Ближний Восток и в Европу начиная с эпохи правления династии Мин (1368 г. - 1644 г.). В то время, когда страной правил император Чжу Циюй, который более известен под именем император Цзинтай, китайские изделия, выполненные в технике клуазоне стали очень знамениты в самых разных странах мира.
Есть одна история, которая не лишена оснований считаться правдой. В ней говорится о том, что после падения Византийской империи, а именно после сдачи Константинополя, все ювелиры бежали из города не в Западную Европу, где бы они попали в руки тех, кто и завоевал их город, т. е. к туркам, а направились в сторону Великого шелкового пути и, естественно, в конце концов прибыли в Китай. В Китае они внесли свою лепту в развитие производства изделий из эмали и в частности, в искусство клуазоне.
Стоит заметить, что Константинополь пал в 1453 г., а лучшие китайские изделия из эмали, которые называются цзинтайлань, были произведены в период с 1449 г. по 1457 г. Цзинтай, как вы помните, это имя императора, правившего в то время, а слово «лань» означает в китайском языке синий цвет, который в то время в Китае был одним из основных при изготовлении изделий в технике клуазоне.
Возможно, версия о бежавших из Константинополя мастерах верна, и именно эти мастера, покинувшие город в 1453 г. и стали теми знаменитыми ремесленниками, которые изготавливали изделия из эмали в Пекине начиная с 1457 г. Еще одним элементом в поддержку этой версии может быть тот факт, что одним из любимых в Византии цветов был именно синий. Синий цвет также пользовался большой популярностью в Греции.
Хотя период Цзинтай в эпоху правления династии Мин (1368 г. - 1644 г.) считается знатоками золотыми годами изделий, выполненных в технике клуазоне в Китае (и во всем мире), во времена правления других императорских династий китайские изделия, выполненные в технике клуазоне, также имели большой успех в мире. К примеру, во времена правления императора Цянлуна (Qianlong 1735 г. – 1796 г.), который правил в эпоху правления династии Цин (1644 г. - 1912 г.), китайские изделия, выполненные в технике клуазоне, были очень знамениты во всем Китае и во многих зарубежных странах. В 1893 г. на всемирной выставке в Чикаго эти изделия завоевали первый приз. Позднее, в 1915 г., в первые годы Китайской республики, китайские изделия, выполненные в технике клуазоне, также завоевали первый приз на международной выставке, которая на этот раз проходила в одной из центрально-американских стран.